Мария Дрезнина
 
Оставьте ваш телефон и мы свяжемся с вами
Или позвоните нам
+7 (915) 409-66-02
Арт-терапия
и музейная
педагогика
Фонд «Большая Перемена» – Путевка в жизнь для детей, которых бросили

Язык искусства становится понятным

В «Большой Перемене» студенты не только обретают знания по физике или иностранному языку, которые не преподавались в школе. Формат дополнительного образования позволяет восполнить социальные навыки. Для этого существует программа социокультурной реабилитации. Есть множество клубных программ, где ученики могут получить знания в свободном режиме.

В рамках одной из таких программ, «Путешественник», ребята в сопровождении руководителя клубных программ Елизаветы Зверевой посещают занятия арт-терапевта и художника, сотрудника Центра эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» ГМИИ им. А.С. Пушкина Марии Дрезниной. Сначала Мария Григорьевна ведет ребят по залам музея, образно и вдохновенно рассказывает о творчестве художников разных эпох. А затем дети пытаются интерпретировать это творчество в своих рисунках или коллажах, обсуждают результаты, после чего обязательно фотографируются на фоне своих работ и получают по итогам занятия маленькую презентацию.
Так, например, керамика Пикассо и шпалеры Леже на выставке «Не-живопись» послужили основой для собственных коллажей из цветной бумаги и позволили ребятам сделать удивительные открытия. Оказывается, белые птицы Леже могут перекрещиваться в полете среди хаоса цветных квадратов и треугольников и могут означать добро и зло, нарциссизм и альтруизм. А вглядываясь в черные тарелки Пикассо, можно увидеть в забавных лицах вязь растительного орнамента...

Казалось бы, для чего студенту музей, когда программа обучения и без того насыщенная? На самом деле «Путешественник» − это очень важная программа, она расширяет кругозор, повышает уровень общего развития. Язык экскурсий или лекций об искусстве постепенно становится понятным, «родным». И можно уже разобраться со своими эмоциями, сказать не просто «фу, какой плохой художник», а «мне не близки эти картины», и объяснить почему.

У человека, который далек от искусства, голова полна стереотипами. Но, стремясь к культурному развитию, он становится духовно богаче и счастливее. Внутренняя наполненность поможет ему пережить житейские трудности, встретить интересных людей. Книги, живопись, музыка − все это багаж, который всегда будет сопровождать в жизни, не предаст, не обманет. А для человека, не имеющего родителей, особенно важен крепкий духовный стержень.

Методы арт-терапии давно и широко используются в медицине и включены в постоянную работу врача с пациентами в клиниках и в реабилитационных и социальных центрах во всем мире.
В сфере образования арт-терапия и арт-педагогика:
  • Помогает в развитии, воспитании и гармонизации личности.
  • Оказывает поддержку в эмоционального самочувствии ребенка и подростка
  • Устанавливает контакт и взаимодействие между детьми в коллективе
В культуре и социальной сфере такие методы работы:
Поддерживают творческий потенциал личности
Создают целебную среду для снятия общего напряжения в обществе
Важное место эффективного применения методов арт-терапии занимает социокультурная интеграция людей с особыми потребностями и их семьями. За 30 лет Мария Григорьевна Дрезнина разработала десятки художественных программ и музейных проектов, которые постоянно реализуются в Москве и по всей России. В них участвуют дети и взрослые, педагоги и психологи, люди старшего возраста. Включение в творческий процесс приносит им радость жизни и удовлетворение.
Ведь встреча в творческой мастерской с кисточкой и красками, в музее или в библиотеке лучше, чем в кабинете у врача!
Музейная педагогика
Учебно-развивающая программа
«Путешествие во времени в пространстве музея»
Мастер-класс «Синее на многоцветном»
по картине В.Кандийнского
Программа «Колесо обозрения»
В «Мусейоне» изучили авторскую методику арт-терапии
Tilda Publishing
Телеинтервью Марии Дрезниной «Терапия искусством»
Фонд «Волонтёры в помощь детям сиротам»
Арт-терапевтическая мастерская
«Палитра Отражений»
Ценность деятельности мастерской заключается в распространении и утверждении культурно-гуманистических ценностей в обществе, практического опыта развития семейной культуры, профилактики социального сиротства.
История и описание деятельности мастерской
Мастерская начала свое существование около двадцати лет назад, и ее деятельность направлена на всестороннее развитие кругозора и раскрытие внутреннего творческого потенциала участников с учётом их индивидуальных особенностей методами изобразительного искусства. Программа стала победителем отбора на соискание Гранта Правительства г.Москвы в сфере образования в 2010 году.

Она способствует:
  • созданию условий для благоприятной психологической атмосферы
  • комфортной социализации
  • приобретению нового полезного опыта для жизни
Творческая деятельность проходит в увлекательной художественно-игровой форме и успешно адаптируется к различным аудиториям – детям начиная с 5-ти лет и взрослым (особенно – людям старшего возраста), в том числе, с возможной модификацией для участников с ограниченными возможностями здоровья.
Участники проекта «Палитра Отражений»
  • Ольга
    Нелюбина
    Образование:

    • РГГУ, Москва, историк искусства
    Специализация:
    • Искусство Импрессионизма
    • Теория искусства
    Место работы, должность:
    • ГМИИ им. А.С. Пушкина, лектор - искусствовед, с 2008 г. по настоящее время.
    Основные кураторские проекты, выставки:
    • Выставка "Прерафаэлиты: викторианский авангард", ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2013.
      Для выставки была разработана авторская программа детских экскурсий, а так же экскурсий для детей с особенностями развития. Экскурсия делилась на 2 части. Первая часть проходила в экспозиции выставки, а вторая представляла собой творческое задание. Куратором программы выступал Британский совет
    • Великие живописцы ренессанса (из академии Каррара в Бергамо), ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2014.
      Была разработана авторская экскурсия для детей 1-3 классов по выставке "Путешествие по Италии XV века"
    • Сказочники. Книжная графика Владимира Конашевича, Эрика Булатова, Олега Васильева, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова из частных коллекций и собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, ГМИИ им. А.С. Пушкина.
      Для выставки была разработана образовательная программа, которая включала в себя творческое задание и работу в экспозиции (отзывы о моих экскурсиях можно прочитать на сайте музея).
    • Участие в проекте «Доступный музей»
    Конференции (доклады) последних лет:

    • Методические рекомендации по проведению экскурсий для детей с особенностями развития (ГМИИ им. А.С.Пушкина, июль 2018). Участие в обучающем региональном семинаре
    • «Музейные программы для людей с особенностями ментального развития»
    E-mail: onelubina@gmail.com
  • Мария
    Громова
    Образование:

    • Московский государственный университет Культуры и Искусств, факультет Социально-Культурной деятельности. Педагог-психолог.
    Место работы:
    • Детский сад, младшая группа (объединенная группа здоровых и детей с особенностями развития)
    Участие в творческих проектах:

    • работа в проекте «Мастерславль – детский город профессий
    • участие в различных конференциях и мастер-классах, связанных с арт-терапевтической деятельностью, а также семинарах, тренингах и проектах на тему инклюзии
    • тренинги по работе с детьми c расстройствами аутистического спектра и детьми с синдромом Дауна
    Участие в волонтёрском движении:

    • в настоящий момент Мария является волонтёром музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
    • в качестве волонтёра Мария участвует в большинстве инклюзивных проектов Марии Григорьевны Дрезниной
    E-mail: marusya-87@mail.ru
  • Наталья
    Лабазина
    Образование и карьера:

    • Базовое высшее образование – биохимик растений, окончила Биологический факультет МГУ в 1977 году
    • С 1999 по 2011 гг. работала социальным педагогом в психологических центрах Москвы и осуществляла ряд профессиональных функций:
      1. организационную;
      2. профилактическую;
      3. защитную;
      4. прогностическую;
      5. консультативную;
      6. социально-преобразующую
    Особое внимание уделяла следующим проблемным областям:

    • профилактике эмоционального выгорания у специалистов;
    • проблемам социально-педагогической помощи часто болеющим детям;
    • вопросам сопровождения гиперактивных детей в образовательном процессе;
    • вопросам развития семейной культуры;
    • социально-педагогическому сопровождению воспитанников детских домов.
    Достижения и участие в проектах:

    • Дипломант Правительства Москвы - в 2010 году получила (в составе группы коллег) Грант Москвы в сфере образования.
    • В течение многих лет являлась помощником художника и арт-терапевта М.Г.Дрезниной в организационной работе и при проведении творческих акций, в том числе с воспитанниками детских домов
    • Участвовала в авторской программе Марии Григорьевны, реализованной при поддержке Благотворительного Фонда ОМК-Участие в г.Выкса
      E-mail: n.labazina@mail.ru
    • Екатерина
      Маскинская
      Практический психолог, нейропсихолог, член Федерации психологов образования России, победитель конкурсного отбора на соискание Гранта в сфере образования в городе Москве в 2010 году. Стаж профессиональной работы - 15 лет. Работает в сфере образования.

      Окончила Московский городской психолого-педагогический университет в 2005 году («Психология»). Работала научным сотрудником в МГППУ. Работала преподавателем в МОГИ.

      Дополнительное образование.

      1. Аспирантура МГППУ (специализация: педагогическая психология).

      2. Переводчик в сфере профессиональной коммуникации (английский язык, психология).

      3. Программа первичного длительного повышения квалификации (720 часов) : Семейное консультирование. Методы нейропсихологии. Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками. Психолого-педагогическое сопровождение детей синдромом раннего детского аутизма.

      4. Обучение по программе международной ассоциации по кататимно-имагинативной психотерапии по квалификации: Психотерапевт (по наст. время).

      5. Курсы повышения квалификации.

      Супервизия трудных случаев в работе психолога-консультанта.

      Техники психодрамы в индивидуальной и групповой работе.

      Использование игровых приёмов и методов в практической деятельности педагога-психолога.

      Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения.

      Психологическая профилактика социальных рисков.

      Детская Нейропсихология: методы диагностики и коррекции.

      Детская нейропсихология. Метод замещающего онтогенеза.

      6. Обучение по образовательной кинесиологии (по наст. время).

      Публикует статьи по нейропсихологии детского возраста.

      В течение профессиональной деятельности. Участвует в различных мероприятиях профессионального сообщества: конференциях, вебинаре, образовательном форуме. Участвовала в телепередачах с темами, посвященными особенностям адаптации детей к детскому саду и сензитивным периодам в развитии ребёнка.

      Интересы: фламенко, живопись, музыка (особенно классическая), рукоделие (особенно декорирование), стихи, история живописи, творческие проекты и др.