Цели и задачи проекта:- Создание хорошей доброжелательной среды и позитивного пространства, в котором женщина сможет почувствовать поддержку и помощь в воспитании детей.
- Творческая реабилитация по осознанию собственного женского Я-образа.
- Знакомство с новой информацией по истории женского костюма, приобщение к изобразительному искусству, к портретной живописи известных мастеров (XV-XXI вв.).
- Помощь в поиске пути самореализации.
- Обучение тому, как лучше понимать себя, свой образ, как принимать активную жизненную позицию.
- Творческий отдых для восстановления душевных сил.
- Возможность через опосредованный образ рассказать о себе, о своей жизни.
Идея и творческое заданиеУчастникам проекта будет предложено создать фигуру своей современницы — женщины XXI века. Участие в таком художественном проекте поможет женщинам отвлечься от ежедневных забот и даст возможность поразмышлять и помечтать о будущем. Созданные персонажи и образы участники занятия наделят чувствами, дадут им имена, расскажут об их характерах и настроении. В конце программы придуманные образы вступят в диалог, разыграют небольшие сценки друг с другом.
На протяжении всего проекта с его участниками работают ассистенты-психологи. Они помогают и привлекают женщин к участию в проекте, создают дружескую атмосферу, где каждый человек сможет проявить свои личностные качества, поделиться другими своими мыслями и чувствами. Ассистенты задают наводящие вопросы в конце программы, когда происходит обсуждение созданных персонажей.
План реализации проекта:- Встреча и регистрация участников проекта.
- Подготовка художественных материалов для выполнения творческого задания.
- Объяснение задания.
- Погружение в тему, беседа с участниками проекта с показом иллюстративного материала.
- Создание фигурок женщины из двух тарелочек и дополнительных деталей.
- Интервью с художником (описание персонажа).
- Выставка фигур, импровизированное обсуждение созданных образов (сделанной работы).
Реализация проектаПодготовительная часть:
- Закупка художественных материалов, необходимых для проведения занятия.
- Подготовка бумажных шаблонов рук и ног для создания фигуры женщины.
- Подбор иллюстративного материала для беседы по теме проекта: книги по истории костюма (женской одежды разного времени), книги по искусству с женскими портретами художников разных эпох. Это могут быть женские образы на портретах итальянских художников эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Рафаэля Санти, Тициана, — на портретах художников Германии, Испании, Голландии ХУ-ХУII веков: Лукаса Кранаха, Рембрандта, Яна ван Эйка, Эль Греко и других.
- Корректировка вопросов для интервью с художником с учетом данной аудитории и поставленной задачи,
- Подготовка помещения и оборудования для проведения программы (столы, стулья).
- Закрепление шнура для выставки фигур.
- Распределение специалистов для работы с участницами программы.
- Размещение художественных материалов для выполнения творческого задания.
Творческая частьОбъяснение заданияВедущий рассказывает участникам проекта, в чем будет заключаться их творческая задача и как ее можно реализовать. Показывает, как из двух тарелочек, шаблонов и дополнительных деталей можно составить фигуру женщины, знакомит занимающихся с художественными материалами, объясняет приемы смешивания красок с водой на палитре и получения новых цветов и цветовых оттенков. В частности, для этого проекта очень важно уметь составлять «телесный» цвет — цвет лица рук и ног фигуры.
Погружение в темуБеседа с участницами занятия и демонстрация иллюстративного материала.
Ведущий рассказывает участникам программы о женщинах и женском образе в разные времена и эпохи, показывает и прослеживает по картинам художников и моделям одежды, как менялась роль женщины и ее социальный статус в семье и обществе, а следовательно, и внешний вид, и костюм в зависимости от изменения времени и исторических событий. Разговор может обратиться к нашему времени. Все вместе обсуждают проблемы и заботы современной женщины, уточняют наиболее характерные ее черты и привязанности в наши дни. Этот диалог может помочь женщинам в творческой работе.
Выполнение творческого заданияПредварительная беседа настраивает на творчество, у участников возникают разнообразные идеи и образы, которые они теперь готовы воплощать. Все мамы берутся за дело и начинают творить. Одни сразу расписывают красками отдельные части фигуры, другие сначала выкладывают всю фигуру из отдельных деталей на столе, корректирует ее форму ножницами, приклеивают и конструируют одежду. Затем они принимаются за голову и лицо своей героини, с особой ответственностью и осторожностью выписывают на лице брови, глаза, губы и нос, делают ее максимально привлекательной. Постепенно на наших глазах возникают самые разные личности и типажи современных женщин: студенток, врачей, музыкантов, домохозяек, офисных служащих.
Интервью с художником (описание персонажа)Цель этого опроса — дать возможность каждой участнице представить свою творческую работу коллегам, раскрыть смысл, дополнить и выразить словами характер современной женщины.
Вопросы для интервью с художником:- Кто эта женщина? Как ее зовут? Чем она занимается и где она живет?
- Современная женщина, какая она?
- Чего не хватает современной женщине?
- В какой эпохе и в какой стране вам бы хотелось родиться и жить и почему?
Импровизированное обсуждение сделанной работы. Выставка фигур, созданных персонажей, разыгрывание сценок с их участием.Наступает самый интересный и волнующий момент художественной акции — это выставка и презентация творческих работ. Не будем забывать, что многие участницы проекта впервые в жизни столкнулись с творческим процессом и выставкой, их может смутить эта ситуация. Но в данном случае выручит искусство, через опосредованный художественный образ можно с легкостью рассказывать о жизни и проблемах, мечтах своей новой «подруги», у которой все по-другому —не так, как у вас. Обсуждение обычно проходит с большим интересом и повышает настроение участниц проекта. Одни авторы создают отвлеченные образы, к примеру, «девушку с другой, неизведанной планеты» или «женщину-рысь», другие останавливают свое внимание на себе и, в частности, на своей фигуре, внешности, прическе, одежде. В руках некоторые персонажи держат различные предметы, говорящие об их интересах, профессии и увлечениях. Женщина с компьютером, женщина с теннисной ракеткой или с корзинкой. Когда все представят своих «современниц», расскажут об их жизни, то станет понятно, кто из них сможет и захочет вступить в диалог, подружиться. И тут художники превращаются в зрителей импровизированного театрального действа. Войдя в образ своих новых героев, наши участницы-актеры разыгрывают со своими «куклами» небольшие сценки, придумывая для них диалоги прямо на ходу.
В завершение программы все собираются для чаепития, чтобы посидеть вместе, посмотреть на «своих женщин»: на «городскую женщину-студентку, только начинающую жизнь», «молодую женщину в отпуске», «городскую экзальтированную даму Изольду, она же — мечта и тайна», на «женщину, как я», «на женщину, у которой не хватает финансов, нет свободного времени ни на себя, ни для юмора, ни для уединения и спокойствия». Участники занятия обмениваются мнениями по теме программы, намечают на будущее совместные семейные встречи и проекты.